Bafik: Хочу, чтобы зрители получали кайф от стрима

Bafik: Хочу, чтобы зрители получали кайф от стрима

ПОДЕЛИТЬСЯ

В последнее время в русскоязычном сегменте наряду с опытными комментаторами стало появляться все больше новых имен. Еще год-полтора назад о 
 Lex слышали только самые преданные фанаты киберспорта в СНГ, а весенние турниры от WePlay и SLTV подарили нам еще несколько интересных комментаторов, которых прежде мало кто знал.

Журналист портала Dota2.Ru 
 Алексей ‘@MikuDota’ Малиновски поговорил с одним из самых перспективных комментаторов и открытием этого сезона 
 Алексеем ‘Bafik’ Бафадаровым, хороший скилл и талант которого признают не только фанаты Dota в СНГ, но и англоязычные профессионалы.


Привет. Для начала расскажи немного о себе: где ты живешь, учишься и/или работаешь. Чем занимаешься в свободное время?
Привет! Обитаю в Киеве, уже отучился (инженер оборудования фармацевтических производств, магистр), сейчас работаю на компанию WePlay как project manager по Hearthstone. Свободного времени сейчас практически нет, стараюсь проводить его с друзьями, близкими.

Какие хобби у современного киберспортивного комментатора? Что увлекает, помимо игр?
Очень люблю спорт, в частности футбол, как посмотреть, так и побегать (это сейчас редко). Нравятся душевные посиделки в компании друзей под кальян.

Может ли образование и специальность как-то помочь тебе в будущем или ты решил твердо связать всю свою жизнь с киберспортом?
Я уже пробовал реализовать себя по специальности, у меня неплохо получалось, но киберспорт мне действительно ближе и мне нравится, как у меня все сложилось, хотя всегда есть куда расти.

Как давно ты увлекаешься компьютерными играми и конкретно миром Dota? Во что играешь, какие игры самые любимые?
В доту играю уже 9 лет и, как бы она мне не надоедала порой, все равно остается моей любимой игрой. Иногда играю в FIFA, стараюсь не забывать про Hearthstone так как тоже люблю эту игру.

Немногие знают, что ты профессионально играл в Dota. Расскажи немного об этом и о том, почему решил закончить карьеру.
Я, действительно, в один момент был очень близок к достижению своих целей как игрока, но после того как мы с командой
 Mixmixmix (
 Iceberg,
 Sierraleone,
 Smiley,
 CaptainLove) не смогли поехать на финал ESWC 2013 в Париж из-за отсутствия денег, я сдался; у меня как раз был вариант с работой по специальности и я завязал с дотой на долгих 2 года (изредка поигрывал пабы).

Не возникает ли иногда желания вернуться, учитывая, что имеешь довольно высокий рейтинг и играешь на хорошем уровне?
Нет, сейчас мой рейтинг это скорее отображение былого уровня игры, который, к слову, был не так и высок: я был капитаном и больше работал на макро, подбирал при этом очень скиловых игроков в команду, которые и тащили такого якоря, как я. Понимание игры никуда не делось, как только начал комментировать — стал больше играть и вспоминать, как нажимать кнопки.

Наверное, довольно стандартный вопрос для подобного рода интервью: как ты понял, что тебе суждено стать киберспортивным комментатором? С чего и когда начинал?
Начал я очень давно, помню, как с
 v1lat комментировали финалы первого сезона ЛКИ в клубе Vault в Киеве (вроде 2008 год), тогда Дота не имела вселенских масштабов, но я понимал что могу реализовать себя в этом направлении при должной мотивации и работе над собою. 
А серьезно взяться за комментирование решил, когда позвали комментировать SEA квалификици на WePlay League S3. К слову, вышло все довольно спонтанно — я сидел на своем рабочем месте, ко мне прибежал
 Warlock и сказал, что некому комментировать старт лиги; я не мог отказать старому другу и тут понеслось.

Работа на SL i-League Invitational, если не ошибаюсь, стала твоим первым опытом работы на LAN-турнире как кастера. Многие отмечали, что ты неплохо синергируешь с публикой. Как у тебя это получилось: советами помогали более опытные коллеги или ты готовился самостоятельно (каким образом)?
Это был первый крупный лан для меня в роли комментатора. Я очень благодарен ребятам, которые доверили мне работать на этом турнире и поверили в меня (Валик, Влад,
 CaspeRRR – спасибо).
Что же касательно работы на публику, то тут у меня богатый опыт игр КВН, который предавал мне уверенности, да и права на ошибку просто не было. Естественно, мне помогали коллеги, так как кастил я со «старичками», плюс коллектив собрался очень дружный, а в такой атмосфере работать одно удовольствие!

Оцени свою работу на StarLadder и WePlay. Изменилось что-то в твоем понимании как комментатора и если да, то что именно?
Трудно оценивать свою работу, потому я всегда читаю отзывы, слушаю советы коллег и согласно этому пытаюсь развиваться. Мне было тяжело, так как два года без серьезной игровой практики давали о себе знать, но благодаря парням из студии аналитики я смог подтянуть свое понимание и продолжаю работать над этим.

В первые дни мая ты со своими коллегами с SLTV освещал ход отборочных на весенний Major. Как оценишь свою работу и работу студии в целом?
Мы проделали серьезную и качественную работу. Это огромный опыт для нас, был очень плотный график, но мы справились. Работа над собой – ключ к успеху, мы выкладываемся по полной и стараемся делать все как можно качественнее для зрителей. Много положительных отзывов, как и конструктивной критики, а значит мы на верном пути!

Студии StarLadderTV и RuHub впервые проводили параллельные русскоязычные трансляции квалификаций на Manila Major. Как ты думаешь, плюс это или скорее минус для специалистов и зрителей?
Конкуренция это замечательно, и она, как ничто другое, мотивирует всех к саморазвитию. На всех турнирах от Valve было бы логично собирать все лучшее, что есть у студий и делать для зрителей классное шоу. Я думаю именно это и пытаются достичь сейчас Valve и это работает у наших англоязычных коллег.

На финалы своих турниров Valve обычно собирают стафф из всех студий. Как ты думаешь, есть ли у тебя шансы поехать на летние турниры в Манилу и Сиэтл? Насколько они высоки?
Шанс есть всегда. Сейчас нужно много работать, развиваться и на деле доказывать, что ты достоин. Если позовут – у меня не будет никакой эйфории, это будет очередной вызов и очень серьезная работа. Но, безусловно, это мечта для любого комментатора.

Некоторые сравнивают тебя по эмоциональному фону и характеру комментирования с

 v1lat. Что ты об этом думаешь?

Не люблю сравнений, каждый уникален по-своему. Но если кто-то так считает – пусть, ничего плохого в этом сравнении не вижу. Лично я такой схожести не замечаю, но зрителям виднее, им судить.

Вообще, как должен действовать идеальный кастер в игре? Стремишься ли ты к этому и какими путями? Как оценишь свой стиль вещания?
Я хочу, что бы зрители получали кайф от трансляции. Нужно поймать волну и работать от души, люди чувствуют, когда ты играешь на публику. Работа «по шаблону» в нашем случае не проходит, потому всегда приходится импровизировать, но какой-то стиль рано или поздно все ровно прорисовывается. Не существует ничего идеального, но стремиться делать трансляцию приятной для всех нужно.

На каких комментаторов (англоязычных и русскоязычных) ты больше всего ориентируешься в процессе самосовершенствования? С кем бы из них хотел, возможно, поработать в паре в будущем?
Я уже работаю с замечательными людьми и классными комментаторами и счастлив, что имею такую возможность. Что касается англоязычных коллег, то мой кумир, безусловно,
 Ayesee, у нас сложились хорошие отношения и он всегда дает ценные советы во время турниров.

Ты много играешь. Избитый вопрос: должен ли комментатор практиковаться самостоятельно или достаточно просто смотреть много турнирных игр? Должен ли он играть на высоком уровне и иметь достойный рейтинг?
Смотреть много турнирных игр и не играть = знать теорию, но не знать практику. Практика помогает более качественно комментировать драки и оценивать внутриигровую ситуацию. Считаю, что нужно уделять время как просмотру, так и практике, одно без другого не даст максимального результата. Играть на высоком уровне удел профессионалов, наше дело это грамотно оценивать происходящее в игре и доносить это до зрителей заправляя нужными эмоциями.

В процессе комментирования многое решает не только личный опыт и скилл, но и коммуникация и хорошее сочетание комментаторов. На различных турнирах ты уже успел поработать со многими. С кем было приятнее всего работать в дуэте и с кем больше всего запомнился сам процесс?
Мне было удобно работать со всеми, другое дело, что некоторые дуэты могли не понравиться зрителям, но это уже вопрос вкуса.
 CaspeRRR
,
 4ce,
 VeRsuta – очень сильные комментаторы и работать с ними всегда в удовольствие, так как их опыт чувствуется во время эфира.

Многим запомнился твой дуэт с
 CaspeRRR. Чем лично для тебя оказался этот опыт?

Я думаю каждый, кто работал с Романом, скажет, что это одно удовольствие. У него есть талант (или сильно прокаченное умение) прекрасно контактировать с людьми и с кем бы он не комментировал, это будет приятно слушать. Я перенимаю опыт и навыки у одного из лучших киберспортивных комментаторов, это дорогого стоит.

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Из спортивных комментаторов можно выделить Губерниева, в RuHub
 CrystalMay транслирует как Dota 2, так и CS:GO. Ты, насколько я знаю, тоже неплохо разбираешься в HeartStone. Может ли киберспортивный комментатор освещать сразу несколько дисциплин?

Я уже комментировал Hearthstone WePlay League S1 на английском языке и это был бесценный опыт (комментирование на иностранном языке очень пугало, но у меня всегда были хорошие со-кастеры и все удалось). Думаю, что можно комментировать все, в чем ты компетентен и сможешь сделать качественную трансляцию для зрителей, почему бы и нет. К примеру, за Counter Strike я бы не взялся без серьезной подготовки, вообще нужно хорошо разбираться в игре, что бы зрителям было что послушать и даже извлечь из трансляции.

Слегка затронув эту тему, не могу не спросить: что общего и какая разница между спортом и киберспортом в плане работы комментаторов?
Я не вижу колоссальной разницы. Просто есть серьезная разница в возрасте у спорта и киберспорта, соответсвенно излюбленных профессионалов в сфере спортивных трансляций куда больше, но и в киберспорте все не стоит на месте, появляются новые люди, а технический уровень трансляций – сейчас ничем не уступает спорту.

Немного поговорим о соревновательной Dota 2. Какие коллективы и игроки импонируют именно тебе?
Меня всегда восхищала игра
 Universe, так как я играл на оффлейне, часто брал с него пример. Из коллективов кого-то выделить сложно, но на данный момент очень нравятся
 MVP.Phoenix, уже давно пристально слежу за этим коллективом, думаю у них хорошие перспективы на The International.

Комментатору приходится активно следить за профессиональной дотой. Как ты узнаешь последние новости: какие англоязычные и русскоязычные сайты читаешь, на какие паблики и Twitter-блоги подписан, какие видео смотришь?
Читаю, в основном, англоязычные ресурсы – gosugamers, reddit, datdota, и т.д. Частенько заглядываю на продоту и ваш сайт, если говорить о русскоязычных ресурсах.

Смотришь ли, может, кого-то из популярных стримеров?
Смотрю LIRIK, CohhCarnage, Kripparian. Из дота стримов –
 SingSing,
 Bulldog, но редко.

Вернемся к продоте. Кто из лидеров сейчас наиболее силен и будет претендовать на победу в Маниле? Команды какого региона будут успешнее других?
Должен хорошо проявить себя европейский регион, так как команд банально больше. Неплохие шансы на победу имеют
 MVP.Phoenix, если подойдут к турниру на пике формы.

Что скажешь об СНГ-доте и ее текущем состоянии? Есть ли у наших ребят шансы на Manila Major и The International?
Уровень игры СНГ-коллективов не радует. Хотелось бы верить, что у них получится. Но последнее время наши команды не радуют результатами, потому не могу сказать, что у них хорошие шансы. Нужно работать и готовиться, если будут в форме и с холодной головой – все может быть.

Вернемся к квалификациям. Победа
 Empire была предсказуема? Что скажешь про отборочные в европейском регионе?

Для меня лично – нет. Но ребята были в хорошей форме, они неплохо выступили на WePlay и смотрелись довольно гармонично. Я думал, что выстрелят
 Vega Squadron и
 Kaipi. Победа

 Empire
, безусловно, заслуженная, но это и большой груз для них. Очень много работы впереди, хотелось бы видеть их успех и в Маниле.

Ты сам комментировал матчи американского региона. Что больше всего запомнилось в игре тех или иных коллективов?
Все было очень ожидаемо.
 Shazam и
 DC были явными фаворитами, остальные команды были намного ниже уровнем. Из сюрпризов – поражение
 DC в финале винеров против
 Shazam, которые выиграли дважды с
 Elder Titan. Правда, в гранд-финале он все время был в бане в первой стадии и все стало на свои места: 3-0 для
 Digital Chaos и заслуженное место на Manila Major.

Чем особенным для тебя запомнились все квалификации в общем?
Следил в основном за Европой и Америкой в виду своего рабочего графика, было очень много классных игр в Европе, именно по накалу. Забавный момент был в финале лузеров, где
 Dragneel отдали техническую победу
 DC из-за плохого интернета в Америке в 2016.
А так это классный опыт для всего нашего коллектива.

Считаешь ли ты, что 12 инвайтов — это слишком много? Все ли из них были заслуженными?
Мне совершенно не нравится система инвайтов, особенно когда их так много. Хотелось бы больше слотов из квалификаций, хочешь играть на турнире – докажи это и покажи что достоин. Думаю, в будущем такое не повторится.

Перейдем к вопросам про саму игру. Что нам принес новый патч в соревновательную доту и как изменения повлияют на игру в паблике?
Как всегда, много нового и команды ещё не нашли свой стиль. Все стараются играть на том, на чем получается, но когда это вдруг не работает, начинают экспериментировать. Думаю, к Major все уже разберутся и у каждой команды появятся стабильные пики. В паблике очень бесит
 Slark. Тяжко приходится бороться против него без хорошего пика, также чаще стал появляться 
Tinker.

Как повлияли изменения на твоих любимых героев?
Мой любимый герой –
 Mirana, ей добавили Aghanim и это радует, стало веселее играть и уже не так гнобят за ее пики в паблике.

На твой взгляд, какое из изменений наиболее сильно повлияло на мету?
Патч убил
 OD, который всем изрядно надоел, стало меньше
 Death Prophet, чаще появляются новые герои на миде благодаря этому. Сильно вдарили по очень популярному
 Beastmaster, но он все-ровно ещё в мете. В целом мне нравится патч и появление уже позабытых героев, это разнообразит игру.

Последние несколько патчей Valve оказуаливают игру, делая ее все проще и проще. Тебе, как опытному игроку, вряд ли нравится такая политика. К чему все это приведет?
Почему же? Если они делают игру удобнее и легче в понимании, это круто для привлечения новых игроков. Я вообще не понимаю этого «бичевания»: ну да, стало проще разбираться, проще находить информацию, а что в этом плохого? Если это ещё и поможет поднять общий уровень игры в пабликах – вообще шикарно.

Знаю, что ты иногда стримишь. Что для тебя значат эти трансляции?
Это дает возможность пообщаться с людьми, которые давно следят за моей деятельностью. Так как на мою игру смотреть не очень интересно, пытаюсь делать такие стримы веселыми и ламповыми.

Поговорим о твоем стиле игры. На какой позиции любишь играть, какие герои нравятся больше, а какого ты совсем ненавидишь?
Всегда играл на offlane, иногда занимаюсь роумингом в пабе. Любимые герои – 
  Dark Seer,

 Timber,
 Mirana. Ненавижу Slark, в пабе он просто невыносим в умелых руках.

На твой взгляд, какие недостатки в системе подбора игроков, может, в самой игре?
Недостаток в рейтинговой системе. Думаю, ММР должен быть скрытым, может, люди перестанут из-за него убиваться в пабах.

Если бы ты работал в Valve и определял следующие изменения, на что бы ты уделил внимание первым делом?
Нужно работать над новыми героями и стараться держать игру свежей, чтобы людям не надоедало. Думаю этим бы и занимался.

Напоследок — небольшой блиц.

  • Какой твой любимый фильм? — Иллюзионист.
  • Лучшее, что ты читал? — О. Уайльд, «Портрет Дориана Грея».
  • Самый запоминающийся момент в жизни? – Красное море и его красоты.
  • Любимая музыкальная группа или песня. — Thousand Foot Krutch.

  •  Arteezy или
     w33?
     UniVeRse или
     Bulba? —
     w33.
     UniVeRse.
  • Кто такой IceFrog? – Тот, от кого зависит направление развития игры.
  • Кто выиграет TI7? – Корейцы.
  • Кто первый доберется до 10000 MMR? Не думаю, что кто-то доберется, может
     Miracle-.
  • Какой барак надо бить? — Вы сами знаете ответ на этот вопрос))).
  • Сборная мира по Dota 2. –
     Miracle,
     Sumail,
     Universe,
     PPD,
     Puppey.
  • Если не знаешь, что покупать, какой итем надо брать? — Midas
  • Аналитики или комментаторы? – Комментаторы или аналитики )

Время передавать приветы и пожелания своим фанатам. Может, что-то хочешь пожелать нашим читателям?
Привет всем кто интересуется моей работой. Спасибо за ценные советы и отзывы. Желаю всем побед, как в игре, так и в жизни и всегда оставаться людьми.

В настоящее время 
 Bafik вместе с коллегами по студии StarLadderTV комментирует на китайских квалификациях к турниру The Summit 5 и готовится к работе на SL i-League StarSeries S2. Пожелаем Алексею удачи в работе!

Следить за работой 
 Bafik можно в его социальных сетях:

  • ВКонтакте — http://vk.com/bafikfan;
  • Twitter — https://twitter.com/bafikk;
  • Twitch — http://www.twitch.tv/bafikthebeast.

sltv
interview
bafik
Источник: dota2.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ