Почему и для чего признали киберспорт

Почему и для чего признали киберспорт

ПОДЕЛИТЬСЯ

Сегодня, 19 июня 2016 года, вступили в силу изменения в реестре официальных видов спорта Российской Федерации. Напомним, двумя неделями ранее в этот список был включен киберспорт, или компьютерный спорт. Мы попытались разобраться, почему киберспорт действительно можно рассматривать в качестве альтернативы футболу или Формуле-1, и какими в итоге будут первые результаты подобных манипуляций. 


Президент ФКС сыграет в развитии киберспорта решающую роль

Начнем издалека: противников киберспорта в нашей стране все еще много, и необходимо признать, что для совершения такого шага потребовалось действительно много усилий. Тем не менее, даже на самые ядовитые вопросы скептиков специалисты уже научились отвечать прямо и грамотно. Ниже мы приведем несколько наиболее популярных тезисов и их опровержение, которыми каждый из вас сможет легко оперировать в дискуссии по поводу нового вида спорта.

Разве компьютер пригоден для соревнований?

С развитием информационных технологий компьютеры все прочнее входят в нашу жизнь. В любой сфере — будь то обслуживание или развлечения, культура или политика, образование или повседневная жизнь — технические средства все чаще заменяют или, по крайней мере, стоят в одном ряду со стандартными средствами. В спорт IT вошли уже давно: видеоповторы, сверхточные секундомеры и иные приборы все чаще помогают точнее определять итоги соревнований.

Разве игрушки могут быть спортом?

Презрительно называя киберспорт «игрушками», припомните: а чем являются те же футбол, волейбол или шахматы? Все известные нам виды спорта некогда были (а некоторые из них и сейчас остались) обычными играми, которые и стали основой для серьезных соревнований. Всем требованиям вида спорта киберспорт соответствует, так что никаких препятствий быть не должно.

Что за спорт такой — сидеть за столом часами?

Шахматы, шашки, спортивный покер — список можно продолжать бесконечно. На более примитивном уровне мы можем даже сравнить, допустим, CS:GO с настольным теннисом, а гоночные симуляторы — с автоспортом. Все это уже признанные во всем мире виды спорта. По сути спорт есть сопоставление физических и умственных способностей, поэтому соревнования на реакцию, логику и память вполне соотносятся с официальными определениями.

Многие ошибочно смешивают понятия спорта и физкультуры, поэтому компьютерный спорт и вызывает критику в обществе. Да, это не физкультура и не подразумевает физическое развитие. Но ведь и шахматы не подразумевают. И к профессиональному спорту это уж точно отношения не имеет.

Компьютерные игры отрицательно влияют на здоровье

Любой профессиональный спорт наносит вред здоровью. Тренировки на износ, повышенная травмоопасность, ежедневное выматывание своего организма как физически, так и психологически — этим отличается любой из популярных видов спорта. Рядом с этим «сидячий образ жизни» и мнимые проблемы со зрением, на самом деле исчезнувшие вместе с поколением мониторов на электронно-лучевой трубке. 

Отторгающий имидж — худощавые парни в очках

Один из самых ненавистных киберспортсменами стереотипов, к сожалению, можно опровергнуть лишь отчасти. Да, среди спортсменов все чаще можно встретить следящих за телом парней и красивых девушек, которых так любят рассматривать наши коллеги. Да, все больше и больше внимания организации уделяют спортивному питанию и распорядку дня. Но пока проблема решена не полностью, что с сожалением приходится отмечать, такие примеры можно связать со спецификой вида спорта. Так, в борьбе сумо тоже есть свои идеалы физической формы.

Немного разобравшись с теми, кто только знакомится с компьютерным спортом, перейдем к тому, что действительно даст направлению принятие данного акта. Так, в официальном анонсе ФКС России были выделены три основных направления, на перспективы развития которых мы и хотим обратить внимание.

Проведение официальных соревнований

Говоря об официальных соревнованиях национального уровня, хочется вспомнить сравнение с боксом в материале про киберспорт на Олимпиаде в Рио. Пока тот же самый Кубок России выглядит лишь способом заявить о себе перед лицом крупнейших организаций страны и профессионалов привлечь оказался неспособен. Проигнорировали турнир и полностью русскоязычные команды.


Казань. Именно в этом помещении будут разыграны путевки на финал Кубка России

Возможно, в будущем Федерации Компьютерного спорта удастся привлечь хотя бы организации, которые зарегистрированы в России, и руководство закроет глаза на легионеров, как это делается в других видах спорта. Такие турниры привлекли бы намного больше внимания, но пока рассуждать об этом, подобно утопии, не имеет смысла. Сейчас же официальный киберспорт в России направлен больше на развитие молодежного движения в ВУЗах и полулюбительских команд, которым сложно пробиться через открытые отборочные на турниры.

Вот как прокомментировал нашим коллегам с Cybersport.ru перспективы национальных турниров президент ФКС России Александр Горбаченко:

Сразу скажу, что Кубок России будет проходить и дальше. Однако его формат возможно претерпит изменения в будущем, сейчас мы работаем над этим. Студенческая лига также никуда не денется. Она с этого года планируется стать всероссийской. Охват турниров должен увеличиться за счёт подключения к соревнованиям большего числа регионов, что сформирует Чемпионат России.

Он также упомянул, что в нашей стране слабо развита и сфера профессиональных соревнований и указал, что ФКС России будет работать в данном направлении. В качестве хорошего примера Александр Горбаченко привел пример турнира Битва Четырех, в котором две профессиональные российские команды 
 Virtus.Pro и 
 RoX.KIS сыграли с победителями открытых квалификаций на LAN. Хотелось бы, чтобы эти слова не оказались пустыми и мы увидели противостояния сильнейших команд страны и молодых талантов.

Возможность присвоения спортивных разрядов на основании спортивного рейтинга

Как заявляют в Федерации киберспорта, никто не против привлечения в эту сферу профессионалов, но только если они сами того пожелают. Александр Горбаченко разделяет спорт высших достижений и профессиональный спорт, но указывает, что «бегать» за профессионалами никто не собирается. 

Будет предложена схема взаимодействия, и с осени мы начнём ее реализовывать. Профессиональный игрок — это больше не нарицательный статус, а нечто конкретное: им может называться тот человек, у которого заключён трудовой договор или контрактные отношения с клубом. То есть ему платят за профессию. Может быть так, что человек участвует или соревнуется на уровне спорта высших достижений, при этом он не профессиональный спортсмен, и это тоже надо чётко понимать и различать.

Пока сложно сказать, устроит ли организации условия, которые им предложит ФКС. Разумеется, для повышения популярности киберспорта это необходимо, но действительно, что поделать, если современные профессионалы отказываются ехать на крупнейшие мировые турниры. Привлечь их на турниры национального уровня будет очень сложно, а следовательно, и шанс увидеть в числе первых мастеров спорта международного класса по киберспорту, например, 
 Алексея ‘Solo’ Березина,
 Дмитрия ‘Ditya-Ra’ Миненкова или 
 Сергея ‘God’ Брагина пока очень невысок.

Спортивный рейтинг начисляется по результатам участия в соревнованиях, имеющих соответствующий статус. Это не обязательно состязания, проводимые Федерацией Компьютерного Спорта России, но это обязательно соревнования, которые аккредитованы ФКС России. Речь в первую очередь идёт о турнирах, которые проходят на территории России. … Никто не будет заставлять игроков участвовать на турнирах с рейтингом. Хотят рейтинг и статус — пусть играют. Не хотят — их право.

Разработка образовательных программ по подготовке судейского и тренерского составов

Пока в стране есть только одно высшее учебное заведение, обучающее киберспортсменов — это всем известный РГУФКСМиТ. О развитии компьютерного спорта в сфере образования говорить пока тоже довольно-таки сложно, но специалисты требуемого уровня в любом случае появятся спустя не менее чем пять лет.


В процессе обучения 

В то же время в федерации заявляют, что даже соревнования регионального уровня и отборочные Кубка России должны обслуживать профессиональные арбитры. Так или иначе, до решения этой проблемы еще очень долго. Зато к этому времени должны появиться первые тренеры, которые уже не смогут сражаться наряду с молодыми кибератлетами.

Помимо трех этих моментов, Федерации Киберспорта предстоит еще очень много работы. Одной из основных задач станет интеграция с профессиональным киберспортом, привлечение на национальные чемпионаты не только известных комментаторов и аналитиков, но и игроков. В ФКС отмечают, что для этого в самое ближайшее время будут проведены круглые столы с участием руководителей организаций и самих игроков.

Еще одной важной деталью станет официальное определение рамок киберспорта, его правил и прочих юридических аспектов, что очень важно для любого вида спорта. Пока доходит до абсурда: в рамках киберспорта даже не обозначены конкретные дисцилины.

Если сейчас заглянуть в правила компьютерного спорта, то вы не найдёте названия ни одной из известных вам игр: там нет ни League of Legends, ни Dota 2… Зато присутствуют такие определения, как «командная ролевая тактико-стратегическая игра», «спортивный симулятор», «технический симулятор» и многие другие. Решения, о каких конкретно видах программы в ростерах тех или иных турниров идет речь, прорабатываются отдельно.

Над этим тоже важно работать в самое ближайшее время. Так, первый круглый стол по этому вопросу пройдёт в общественной палате Российской Федерации уже в июле: там будут подняты ключевые на данный момент вопросы. 

Работы у ФКС очень много, и признание киберспортом больше накладывает на орган большую ответственность, чем означает победу киберспорта. Надеемся, что опытные специалисты смогут грамотно распределить усилия и действительно вывести компьютерный спорт на новый уровень.

фкс россии
Источник: dota2.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ